Хорошую анкету составить и просто и сложно одновременно. Ниже я расскажу о нескольких шагах, которые Вам помогут провести анкетирование, близкое к идеальному. Акцент в статье будет сделан на интернет анкетирование, особенно актуальное в наши дни.
Прежде чем приступать к составлению текста анкеты - выясните цель анкетирования. Просто что-то узнать - это не цель, цель - применить эти результаты. Поэтому представьте, что результаты у Вас уже есть и начните действовать. Напишите отчет об исследовании. Это может быть пресс-релиз по результатам исследования для СМИ, отчет для руководства или план действий для компании, или анализ общественного мнения, путем проведения онлайн опроса. В отчете будут фигурировать виртуальные цифры - на их место Вы подставите потом реальные значения. Но вот количество мест Вы распределяете уже сейчас.
Целевая аудитория - это важно. Если анкетирование проводится среди сотрудников компании, посетителей тематического форума, клиентов - то задача практически снимается. Если же к анкете будут иметь доступ представители нецелевой аудитории, например, при публикации на сайте, то полезно указать один или несколько вопросов-фильтров, по ответам на которые в дальнейшем будут отсеяны лишние ответы. Самый простой пример вопроса-фильтра - половая принадлежность. Если опрос нацелен на женщин, то мужчины (или кто себя таковым считает), могут быть легко отсеяны из результатов. Бывают и более сложные вопросы-фильтры, когда требуется провести отсев по нескольким параметрам или по косвенным признакам (например, количество автомобилей в семье вполне отражает уровень дохода, хотя и не является его однозначным показателем)
Что спросите - то Вам и ответят. Вопрос надо формулировать четко и коротко. Если надо добавить в текст вопроса пояснение - используйте мелкий шрифт. Я часто замечал, что формулировка - очень сложная задача. Например, на вопрос "Есть ли у вас автомобиль?" не все водители могут ответить утвердительно, ситуация когда у водителя нет личного транспорта достаточно распространена. Поэтому, если цель - узнать, ездит ли человек вообще, и спрашивайте: "Вы водите автомобиль?". Если важна частота: "Сколько времени вы проводите за рулем". Похожим образом, избегайте вопросов с туманной формулировкой: "Любите ли Вы домашних животных?" вместо "Есть ли у Вас дома домашние животные?". Если Ваша аудитория - покупатели корма, то наличие кошки может оказаться важнее любви к ней...
Инструкции в тексте вопроса давать нежелательно |
Так нагляднее |
Для закрытых вопросов (вопросов, где респонденту предлагается выбрать один из возможных ответов) важно подобрать список ответов хорошо покрывающих реальное множество ответов. Обычно с этим затруднений не бывает, но если вариантов ответов очень много, а важных для Вас - несколько, укажите вариант "Другое" и предоставьте респонденту возможность вписать это "другое". Возможно, Вы узнаете что-то новое из этих "лишних" ответов.
В анкетах бывает несколько типов вопросов: открытые, закрытые, табличные, рейтинги и т.д. В интернет-анкетах есть некоторые отличия, на которые следует обратить внимание и подобрать вопросам правильный тип. Расскажу о некоторых особенностях. Например, вопрос "выпдающий список". Он идеально подходит для длинных перечней, но важно помнить следующее: а) первый пункт должен быть или пустым или незначимым: "Пожалуйста, выберите", "Укажите", "-------" - так как этот пункт выбран по умолчанию и будет засчитан как вариант ответа даже если реально респондент на вопрос не отвечал; б) по той же причине нет смысла делать этот вопрос обязательным к ответу; в) сортировать список лучше по алфавиту, но самые частые варианты ответа ставить вверх (пример: если Вы проводите опрос в городе "Новосибирск", но есть вероятность ответов из других регионов, поставьте "Новосибирск" вверху - это облегчит задачу большинству респондентов.
Не удивляйтесь, что в Архангельске будет жить значимая часть Ваших респондентов |
Указывайте первыми наиболее используемые варианты |
30 страниц по одному вопросу на каждой - утомят респондента очень быстро. Даже если он и заполнит анкету, аккуратность заполнения будет под большим вопросом, и как итог - результаты анкетирования могут не отражать действительные значения
Длинная анкета на одной странице тоже плохо - страницу приходится постоянно пролистывать вниз, а от вопросов рябит в глазах. Старайтесь делать столько вопросов на страницу, сколько помещается на экране без необходимости пролистывания. Конечно, экраны у всех респондентов разные и большинство будет заполнять со смартфона, поэтому прокрутки не избежать. Если Вам тяжело прикинуть - делайте не больше 7 вопросов на страницу в онлайн анкете.
После того, как респондент заполнит анкету он обычно видит стандартную страницу, где его благодарят за ответ. Напишите на ней свой текст, несмотря на то, что ответ уже отправлен - это оставит у респондента приятное впечатление. Можете перенаправить его на свой сайт или специальный раздел сайта для тех, кто заполнил анкету. Если Вы считаете возможным делиться с респондентами результатами исследования - можно перенаправить их на текущие результаты анкетирования.
Перед рассылкой анкеты обязательно ее полностью протестируйте. Заполните несколько раз. Прикиньтесь аккуратным респондентом и неряхой, на некоторые ответы дайте неправильные и абсурдные ответы (такие и в реальности будут...). Лучше всего - разошлите анкету тестовой группе (коллегам по отделу, друзьям, опубликуйте в группе или канале для узкого круга лиц). Дело в том, что после запуска анкеты в "большое плавание" - у Вас будет минимум средств для внесения исправлений (например, удаление или добавление вопросов может войти в противоречие к уже собранным ответам). Обязательно просмотрите результаты тестового опроса. То ли это, что Вы хотели получить.
После публикации анкеты на сайте, проделайте путь рядового респондента: нажмите на опубликованную ссылку, заполните анкету, отправьте, посмотрите, что получится потом. Свой ответ Вы сможете потом легко удалить, а такая прогонка позволит обнаружить досадные ошибки (опечатка в ссылке, например)